«Программные продукты для учета в некредитных финансовых организациях не должны проходить какую-либо сертификацию в ЦБ РФ» - заявила на заседании рабочей группы представитель Центробанка РФ.
«Центробанк не проводит и не планирует проводить какой-либо сертификации программных продуктов для учета в МФО. Каждый пользователь самостоятельно определяется в выборе вендоров и их программ, отвечающих потребностям своей организации» - пояснила консультант отдела методологии надзора за профессиональными займодавцами Главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России г-жа Потапова Валентина Валерьевна в ответ на вопрос участников заседания о необходимости прохождения сертификации программных продуктов для учета в субъектах рынка микрофинансирования, Было обещано также узаконить это заявление официальным документом и разместить его на ресурсе ЦБ.
На данной встрече обсуждался статус готовности программных продуктов, позволяющих вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с требованиями ЕПС и ОСБУ.
На совещании выступило ряд крупнейших вендоров, которые рассказали о степени готовности своих продуктов для продвижения на рынке.
О полной готовности и начале продаж программного продукта «Альянс Информ: Учет в микрофинансовых организациях 8» версии 3.1 было объявлено в выступлении руководителя проекта нашей компании Юлии Морозовой. Ниже приводятся основные тезисы ее выступления:
«К моменту объявления ЦБ РФ в начале 2015 г. о начале применения отраслевых стандартов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций, наша компания уже успешно продает и сопровождает проверенную более чем 12-летним опытом использования конфигурацию по учету в некоммерческих (КПК и СКПК) и коммерческих некредитных финансовых организациях.
Благодаря тесной обратной связи (на этот момент компания имела более 600 организаций, активно использующих конфигурацию) нам удалось создать универсальную программу, отвечающую всем существующим на тот момент требованиям регуляторов.
Планируя стратегию перехода на ЕПС, разработчики учитывали неизбежность при таких мероприятиях стрессовых ситуаций для пользователей и дополнительных финансовых затрат.
Мы не стали дожидаться приемлемого по стоимости базового решения от фирмы «1С:Бухгалтерии для НФО КОРП» от фирмы «1С» для того, чтобы интегрировать в него наш модуль, обеспечивающий работу кредитного конвейера, как это было сделано в свое время с «1С: Бухгалтерия 8».
Было принято решение самостоятельно разработать подсистему бухгалтерского учета на ЕПС непосредственно на базе действующей конфигурации.
Такое решение позволило сэкономить для пользователей нашей программы значительные средства, которые им бы пришлось затратить при переходе на новую платформу (цена «1С:Бухгалтерии для НФО КОРП» почти на порядок выше цены «1С: Бухгалтерия 8 ПРОФ»).
Сейчас, когда программа готова к практическому использованию, когда проводятся первые внедрения, раскрываются все преимущества наличия в конфигурации двух систем учета.
Механизмы учета по новым стандартам могут быть запущены пользователем в любое время. С этого момента начинается генерация лицевых счетов по всем новым операциям.
Все необходимые записи в базу по Единому плану счетов ведутся параллельно в фоновом режиме. Бухгалтер может всегда просмотреть эти записи, проанализировать состояние учета по текущим операциям уже в свете требований новых стандартов учета.
У бухгалтера появляется возможность постепенной адаптации к новым условиям ведения учета и отчетности.
При этом исключаются какие-либо ручные операции при генерации новых лицевых счетов, закрытии парных счетов и иных регламентах, присущих использованию ЕПС.
Следует отметить, что переход на новые стандарты учета не потребует от пользователей каких- либо дополнительных настроек. При «включении» механизма ЕПС система сама заполнит группы аналитического учета, необходимые шаблоны для формирования лицевых счетов, создаст комплект лицевых счетов общего назначения и счетов доходов и расходов в соответствии с организационно-правовой формой организации.
Для полноценного перехода на ЕПС необходимо получить входящий баланс на выбранный пользователем период. Для этого в конфигурации имеется механизм, который позволяет транслировать исходящий баланс на Хозяйственном плане счетов во входящий на Едином плане счетов. Все созданные на момент трансляции лицевые счета и движения по ним автоматически удаляются.
Преимущества самостоятельного принятия решения о сроках включения «тестового» режима работы на ЕПС или полного перехода на параллельный учет по новым стандартам для действующих пользователей очевиден.
Новые же пользователи не будут испытывать двойной психологической нагрузки: это, во-первых, все, что связано с внедрением новой учетной системы, во-вторых, необходимость глубокого погружения во все тонкости МСФО. Они спокойно вводят остатки на привычные им счета Общего плана, анализируют результаты по привычным им стандартным отчетам 1С, и убедившись в их правильности, начинаю запускать параллельный учет на ЕПС.
Отсутствие такой функциональности платформы версии КОРП, как поддержка бухгалтерского и налогового учета деятельности организаций, имеющих обособленные подразделения, нисколько не умаляют достоинства конфигурации т.к. НФО, для которых конфигурация предназначена, не имеют обособленных подразделений, находящихся на отдельном балансе. Разделение же учета по дополнительным офисам и точкам продаж легко реализуется «учетом по подразделениям».
Следует отметить также что возможность ведения учета на Плане счетов, утвержденным приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н, позволят оставаться в наших рядах организациям, которые не переходят на новые стандарты учета (ипотечные агентства, гарантийные фонды и некоторые другие организации).